Отношения мужчины и женщины: скрытые этапы развития. Что такое близкие отношения? Как определить что люди имеют близкие отношения

Условные этапы развития отношений

1. Отдельность

Потенциальные партнеры еще только вступают в отношения. Они живут отдельно. Глубоко не погружают друг друга в свои заботы и переживания. Стараются выглядеть друг перед другом как можно лучше. Изредка встречаются, начинают переписываться или редко созваниваться. Их жизни пересекаются только в каких-то отдельных точках, и они оба чувствуют себя отдельными и независимыми друг от друга.

2. Слияние

Это период бурной и , ревности, счастья и страдания. Партнеры стремятся как можно больше времени проводить вместе. Они делятся друг с другом почти всем, что есть на душе. Купаются во внимании друг друга и постепенно теряют свои границы, «сливаясь воедино». На этом этапе они могут даже замечать «мистические» совпадения и предчувствия, например один партнер только подумал о другом, а тот уже звонит ему по телефону.

3. Автономия

Пройдя через этап взаимной увлеченности и поглощённости, приходит пора, когда одному (или двум партнерам одновременно) становится тесно в таком слиянии. Им хочется иметь свое личное пространство, «свободное» время, вернуться к своим делам и интересам. Отношения трансформируются так, что внутри союза «Мы», начинают все больше звучать не похожие друг на друга голоса «Я». При этом такой союз партнеров отнюдь не рушится и отдаления не происходит, а напротив, отношения обогащаются чем-то, что каждый приносит в них из своего автономного путешествия по жизни.

Возможные проблемы в отношениях

Проблемы могут возникать на каждом этапе развития отношений. Зачастую их корни можно найти в раннем возрасте. Некоторые люди, пережив болезненное слияние с кем-то из , всячески избегают этого слияния с партнером . Они поддерживают отношения на уровне отдельности, никого близко не подпуская к себе, так сохраняя чувство безопасности. Внутри себя они могу переживать различные страхи, которые возникают при сближении (что со стороны может выглядеть вовсе не как страх, а как сильная и крайне независимая позиция). Например, страхе быть поглощенным, подавленным властным партнером. В итоге отношения превращаются в борьбу и зачастую в них проявляются различные сексуальные проблемы.

Но у этой медали есть и оборотная сторона – человек, настолько привыкший к тесной связи с родителем, начинает искать подобного слияния и с партнером , ревнуя и подозревая в изменах при любом проявлении автономии с его стороны. Мол, не рассказывает о том, что произошло на работе – значит, не любит и на самом деле не ценит наши отношения. Гиперопека, сверхконтроль, постоянные вторжения — мучительны в отношениях и могут рушить их, узурпируя личную свободу партнера. (К слову, сверхзаботливость может скрывать за собой достаточно высокий уровень контроля и агрессии в отношениях).

Другая проблема может возникать, когда человек в детстве чувствовал себя брошенным и его детская потребность в полноценном и безопасном слиянии с другим не была удовлетворена . Он может жадно искать этого слияния с партнером и пугаться каждый раз, когда партнер немного отстранится или самую малость разозлится на него. В таком случае сильное чувство тревоги и неспособность справиться с собственным одиночеством, могут приводить к разрушению отношений. Навязчивая тяга к слиянию может быть подобна крепким объятьям, которые так сильно душат, что многим захочется очень скоро из них вырваться и убежать восвояси.

Возможны и другие варианты проблем. Не самая очевидная из них – это эксплуатация в отношениях . Со стороны может казаться, что человек строит отношения, поддерживает их и даже страстно желает другого, но изнутри удается разглядеть, что другой человек для него служит всего лишь функцией. Как, например, вкусная еда, когда голоден, так и красивый мужчина или женщина могут на время утолять сексуальный голод. Но кроме обладания телом, или приятных переживаний от того, что тебя хотят, ничего другого человек не может вынести из отношений, а тем более дать что-то другому (хотя, порой, может дать деньги). В подобных отношениях один из партнеров может быть не способен видеть другого, предполагать что именно другой чувствует, условно ставить себя на его место. Он может быть ослеплен собой и своими желаниями, не видя за ними партнера. В таком случае отдельность не преодолевается. Другой человек предстает как объект, а не как существо с живой душой.

Это далеко не все . Для детального описания их разнообразия пришлось бы составить целую монографию.

Гармоничные отношения

Близость — основа гармоничных отношений. Близость – это отнюдь не только слияние с другим человеком. Близкие отношения предполагают способность обоих партнеров быть рядом друг с другом, принимая автономность другого . Не отдельность и независимость другого, а именно автономность. Ведь живя с другим человеком, объединяясь с ним, многое разделяя с ним – такая отдельность, которая бывает, когда живешь один и «предоставлен сам себе» просто невозможна. Близость предполагает умение быть с другим, не теряя самого себя. Это не означает, что необходимо быть очень эгоистичным и преследовать постоянно свои интересы. Умение различать свой , прислушиваться к своим чувствам и реакциям, способность открыто выражать свои чувства в отношениях с партнером – необходимый элемент близости и гармоничных отношений. При этом открытое выражения злости, обиды, раздражение также является частью близких отношений. Автономия, к которой можно прийти на третьем этапе развития отношений предполагает умение выдерживать проявления другого без того, чтобы самому внутри переживать «обрушение», отвергать или сбегать из отношений.

Чем может помочь психотерапия тому, кому сложно строить близкие отношения?

Для того чтобы уметь быть в длительных отношениях, человеку необходим опыт переживания безопасных близких доверительных отношений . Задача родителей дать ребенку пережить подобный опыт. Но, к сожалению, далеко не все родители сами умеют быть в близких отношениях и ребенок, вырастая, не знает, что это такое. Кому-то может посчастливиться, и он встретит человека, способного быть рядом, принять, выдержать, научить, поддержать. Многие взрослые люди решают для себя подобные вопросы и разбираются со своими трудностями на пути к гармоничным отношениям прибегая к помощи психотерапии. Отношения с психотерапевтом становятся своеобразным полигоном , на котором в безопасных условиях можно попробовать проявить себя, выразить что-то, что очень тяжело показать. А также разбираться с тем, как человек сам влияет на отношения, как их строит, как рушит их – обсуждая все это прямо и открыто, без осуждения и отвержения, что весьма затруднительно в обычной жизни. Психотерапевт становится вашим союзником на пути понимания себя , своего вклада в отношения и изменения того стиля быть в отношениях, который мешает построить свои близкие и доверительные отношения с партнером.

Хотел бы закончить мыслью о том, что любовь предполагает свободу. Без свободы отношения начинают крениться в сторону зависимости. Но одновременно с этим свобода не означает полную отдельность и независимость. Любовь опирается на свободу и балансирует во взаимозависимости партнеров . Гармоничные отношения отнюдь не данность или случайность. Они плод работы над собой, понимания себя, понимания другого, развития способности быть открытым и искренним. И, конечно же, они не могут выстроиться по инициативе только одного партнера. Вклад в них вносят оба и несут за успех или неудачу также вдвоем .

Желаю успехов в этом нелегком, но важном каждому из нас деле – построении хороших близких отношений.

Часто в работе с семьями, парами и в наблюдении за своей жизнью задаешь себе вопрос, что же такое любовь в отношениях между мужчиной и женщиной? Есть ли мои личные границы? Территория моего супруга? И что-то общее? Или любовь всегда представляется как слияние?

На страницах Internet приводится много цитат о любви - о том, что это отношения двух свободных, не обязанных друг другу людей - что же это значит на самом деле?

Представление о границе: личной границе, границе в отношениях и т. д. не является постоянной величиной, это то что развивается вместе с развитием самого человека. Как ощущает существование границы младенец? Это совсем не тоже самое, что ощущение границы у взрослого человека. И как тогда чувствует свои границы взрослый человек? Каким образом он их выстраивает в отношениях?

Вы замечали, как по-разному люди говорит о близких отношениях, о любви, как по-разному они их представляют и соответственно выстраивают.

У одних близкие отношения выглядят как слияние, когда один полностью растворяется в другом, когда границы отдельного человека в этих отношениях исчезают, когда один не может дышать без другого, когда желания друг друга угадываются, один каким-то образом знает о состоянии второго и соответствующим образом себя ведет. На что на самом деле похожи такие отношения? Именно это называется любовью двух зрелых людей? Давайте вспомним другие отношения - мамы и младенца. В этих отношениях мать настроена всеми своими чувствами на восприятие состояния ребенка, на ощущение его потребностей, понимание почему он плачет или испытывает ли он комфорт, здесь матери необходимо угадывать и понимать то, что происходит с младенцем для его выживания. Поэтому мама старается контролировать любые проявления ребенка, чтобы быть в курсе того, что с ним происходит. Т. е. состояние слияния матери с ребенком обусловленно природным механизмом и необходимо для выживания младенца. Такие границы в отношениях соответствуют возрасту ребенка от 0 до 8 месяцев. Так что тогда происходит в отношениях взрослых людей, если они выстраивают их подобным образом?

Есть еще такой тип отношений, когда наши границы взаимно проникают в границы другого, как если бы две окружности немного находили друг на друга и тогда бы образовывалась общая площадь, но они не сливаются друг с другом полностью. Т. е. есть часть лично моя и есть часть внутри моих границ, которая у нас общая с партнером. Это соответствует этапу в развитии, когда ребенок делает попытки немного отделяться от мамы, но без мамы ему еще очень трудно и непонятно. Сделав несколько шагов от матери, он очень быстро возвращается к ней, ему важно, чтобы она была рядом, и ребенок это внимательно контролирует. Встречали ли вы такой тип отношений у взрослых? Это похоже на то, когда второму все время нужна поддержка и одобрение первого, когда он может быть без первого, но в ограниченных областях или небольшое время, когда он контролирует где находиться второй партнер и не дает ему возможности существования независимо от первого.

Другой тип выстраивания отношений - это когда человек активно отстаивает свои границы в паре. Старается не сообщать о своих планах или о том, чем он будет занят, ставит перед фактом о каких-то событиях в своей жизни партнера, не считая нужным это с ним согласовывать или приглашать его к участию. Любые попытки партнера установить более близкие и доверительные отношения воспринимает как угрозу и покушение на его личное пространство. Такой тип отношений присутствует у ребенка 2-4 лет, когда он пытается научиться быть отдельным от мамы, более автономным и исследует пределы своей самостоятельности (отсюда и возникает всем известный феномен кризиса 3-х лет, "Я сам"). Он часто пытается делать многие вещи сам, и очень обижается, если ему сильно помогают, не дают делать что-то так как хочет именно он. А иногда он не знает как он хочет, но точно не так как предлагает мама, и разворачивается истерика. Если взрослый человек таким образом выстраивает близкие отношения, как это выглядит тогда?

И наконец, исследовав все полюсы от слияния до противопоставления и яростного отстаивания своих границ в отношениях, человек приходит к сбалансированной позиции. При сбалансированных границах в близких отношениях каждый ощущает свои границы и признает личные границы у партнера, он уважает себя и партнера, признает его право на независимость и самостоятельность, но может быть вместе с этим человеком в очень тесном контакте. Т. е. человек способен быть гибким при выстраивании отношений, менять свое поведение в зависимости от ситуации. Вы могли заметить, что когда мы болеем, нам очень хочется поддержки и внимания, чтобы наш партнер заботился о нас, чем это не слияние? В других ситуациях нам очень важна наша самостоятельность, и партнер готов уважать это.

Проходя через разные этапы выстраивания отношений, ощущения своих границ в этих отношениях, человек приобретает опыт близких отношений. Но иногда так случается, что человек останавливается на одном из этапов выстраивания границ в отношениях. Чаще всего это обусловленно тем как его родители выстраивали с ним отношения. Если у матери была большая потребность в слиянии, так как она не смогла удовлетворить эту потребность со своими родителями или в отношениях с супругом, то она будет поддерживать именно такие отношения с ребенком и всячески препятствовать развитию самостоятельности ребенка, прерывать с ним контакт, когда ребенок пытается быть самостоятельным. В такой ситуации ребенок не имеет возможности научиться выстраивать отношения с сохранением собственной независимости. Или наоборот если у ребенка очень сильное стремление к автономии, то вопреки контролирующей матери он активно отстаивает свои границы, и потом продолжает это делать во взрослых отношениях. Тогда этот взрослый человек любую близость воспринимает как угрозу своему личному пространству и убегает от нее.

Что же происходит когда люди с таким разным опытом и представлением о близких отношениях образуют пару? Чаще всего те пары, которые комплиментарно подходят друг к другу, как ключ к замку, способны на долгие и длительные отношения. Люди, которые комплиментарно не подходят друг к другу, не удерживаются в долгих отношениях отчасти по причинам этого не соответствия. Но если вдруг один из комплиментарной пары начинает развиваться и меняться, то естественным образом меняется его способ выстраивания отношений в паре, он способен и хочет большей самостоятельности, он больше не нуждается в слиянии или наоборот в обороне, он способен иметь личное пространство и готов предоставлять его партнеру и т. д. То тогда нелегко приходиться партнеру, он может быть не готов к изменениям, он не испытывает в них потребность, и чаще всего необходимость изменений его пугает, но если он заинтересован в продолжении отношений, ему нужно меняться. И иногда для некоторых пар это возможность выйти на новый этап отношений, более сбалансированный, а для других пар, к сожалению, это этап который приводит к распаду отношений.

Решать вам каких отношений и соответственно границ в отношениях вы хотите, но если мы хотим быть рядом со взрослым сбалансированным человеком, то удержаться рядом с ним мы сможем, если будем выстраивать отношения со взрослой позиции.

Ваша Наталья Фрид

По большому счету, когда мы вступаем в отношения, у нас нет выбора решать, какую форму предпочесть: это происходит как-то само собой – раз, и зависит не только от нас – два. Хорошая новость в том, что в этой статье вы можете ознакомиться с типами отношений, определить, какими являются ваши, а дальше спросить себя - подходит ли эта реальность лично для вас? Итак, близкие или дистантные отношения?

Для начала давайте разберемся в разнице между этими типами.

Дистантные отношения – это такие отношения, в которых каждый партнер заботится в большей степени о себе, о своих потребностях, чем о потребностях пары в целом. Здесь партнеры не испытывают любви, однако, эти отношения развиваются благодаря интересу друг к другу и уважению. Во многом партнеры в дистантных отношениях опираются на принцип взаимного удовольствия. Ведущей потребностью в таких отношениях может быть возможность "сохранить себя", быть защищенным от чужого вторжения на свои границы. Формулой этих отношений может стать: 1+1 = 1+1

Близкие отношения - это отношения, в которых двое стремятся к совместности. Такие отношения опираются на чувства любви, тепла, нежности, заботы друг о друге. Ведущим интересом в этих отношениях является стремление к объединению, и как следствие - удовольствие от процесса слияния: близость, доверие, общие планы на будущее. Однако важно отметить, что в этих отношениях присутствует не столько ценность удовольствия (ведь в близких отношениях бывает нелегко), сколько ценность сотрудничества, общности. Формула таких отношений: 1+1 = 2

А теперь об ограничениях и ресурсах этих типов отношений

1. Вопросы о прошлом

Значительным преимуществом дистантных отношений является то, что партнер в них вряд ли будет живо интересоваться вашим прошлым, ведь он будет стремиться защищать свои границы и не рискнет нарушать ваши. Это означает, что вы будете избавлены от разговоров о том, какие подлецы ваши бывшие, от погружения в неприятные события вашего и его прошлого, а также от стыда за свои ошибки. Так что, если вы хотите сохранить тайну своего прошлого, и не испытываете желания исследовать чужую жизнь - стоит обратить внимание на этот тип отношений.

В близких же отношениях к вам и вашей жизни будут проявлять живой интерес, да и вы сами будете иметь право и желание искренне и открыто интересоваться прошлой жизнью партнера без риска обидеть его этим вторжением. Находясь в этих отношениях, вы сможете рассчитывать на поддержку и сочувствие партнера, рассказывая о своем прошлом, а также сможете испытать благодарность за ответное доверие с его стороны за то, что он делится с вами.

2. Сексуальная сфера

В дистантных отношениях секс отличается меньшей заботой о партнере, стремлением больше заботиться о себе, о своих потребностях. Но именно это и дает свободу самовыражения. Вам не придется думать о том, какое впечатление вы произведете на партнера: не испугается ли он вашей гиперсексуальности или эмоциональности. Ведь даже в случае отрицательного развития событий, вы сможете практически безболезненно расстаться (предполагается, что в этих отношениях, вы не испытываете сильных чувств к партнеру, а значит, и расставание не станет для вас губительным). И это самое худшее, что может вас ожидать. В таких отношениях есть много места для свободы эксперимента, исследования.

Приятная новость для ценителей близких отношений: здесь свобода эксперимента также не исключена. Только достигается она за счет совсем другого механизма – доверия. Еще одно преимущество близких отношений – высокая чувственность секса, которой никогда не будет в дистантных. Ведь в близких отношениях присутствует любовь – это значит, что оба партнера наслаждаются здесь не только телесным присутствием друг друга, но и яркими чувствами, ощущениями, даже если технически такой секс проигрывает дистантному.

3. Возможность воспринимать личностные различия

Некоторые психоаналитические научные школы утверждают, что одной из базовых основ для возникновения чувства любви, является естественное стремление человека искать в партнере сходство с собой, будь то черты характера или привычки в быту. Этим и может объясняться болезненное восприятие "личностных несовпадений", которые мы наделяем смыслом недостатков в других.

Иногда приходится слышать: "Он не такой, как я! А если он совсем другой, как же мы найдем общий язык?! При этом я люблю этого человека".

В дистантных отношениях этот процесс пережить проще: страх от вашей непохожести не так силен, да и какими бы ни были различия между вами, они не грозят вам большим дискомфортом в будущем (если вы не планируете провести с этим человеком всю жизнь). Здесь можно опираться на исследовательский интерес к особенностям партнера и на удовольствие от возможности все же находиться рядом (пусть и не очень близко) при значительных характерологических, а может, и ценностных различиях. Это как открывать другую планету: интересно, но радуешься, что живешь все же на своей.

А что же в близких отношениях? Неужели ваше будущее обречено, если вы очень не похожи друг на друга в быту, по характеру или по ценностным категориям? Конечно, нет! Если вы дорожите друг другом, то у вас есть важнейший ресурс отношений – возможность договариваться, обсуждать свои различия и точки соприкосновения. Это как говорить на двух разных языках - но, желая установить контакт, снова и снова искать форму, а значит, каждый раз испытывать радость, найдя понимание в партнере.

Обсуждать трудности взаимодействия, учиться с уважением относиться к инаковости другого - безусловно, сложно! Но именно этот процесс приближает вас к истинной близости - к любви. Близкие отношения более энергозатратны по своей сути, чем дистантные. Но и награда по итогам вложенного труда несоизмерима ни с чем - возможность пережить настоящие, теплые, яркие чувства; ощутить доверие, безопасность рядом с любимым человеком.

Как видите, и тот, и другой типы отношений имеют свои ограничения и ресурсы. Ни один из них нельзя назвать единственно правильным или лучшим. Типов отношений в парах гораздо больше, чем можно себе представить. Подробнее об этом в книге К. Роджерса "Брак и его альтернативы". Будет здорово, если вы возьмете что-то для себя из этой статьи и дополните своим материалом, так сказать адаптируете под себя. Ведь никто не может знать лучше вас самих, какой тип отношений подходит вам.

- ▲ общение с, близость близкие отношения отношения, основанные на взаимопонимании и доверии. тесное знакомство. тесное общение. приятельство. приятель (добрый #). приятельский. близость. сблизить, ся. близкий (# человек. # люди. # родственник).… … Идеографический словарь русского языка

Прил., кол во синонимов: 29 вступавший в интимную связь (25) вступавший в интимные отношения (34) … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 25 был в половой связи (11) вступавший в близкие отношения (29) … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 26 был грех (19) вступивший в интимную связь (12) … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 1 сближавший (25) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 1 сблизивший (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Близкие друзья. Сезон 1 «Collector’s Edition» 1 ого сезона. Страна … Википедия

Близкие друзья. Сезон 4 «Collector’s Edition» 4 ого сезона. Страна … Википедия

Близкие друзья (телесериал, 2000) У этого термина существуют и другие значения, см. Близкие друзья. Близкие друзья Queer as Folk … Википедия

Близкие друзья. Сезон 2 «Collector’s Edition» 2 ого сезона. Страна … Википедия

Книги

  • Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на вами отношения с детьми: конец конфликтам! , Киршенбаум М.. Авторы учат тому, как стать нужным человеком в жизни подростка, наладить с ним душевный контакт, основанный на доверии, помочь ребенку раскрыться самому и выслушатьвас, создать и поддержать…
  • Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам! / Parent/Teen Breakthrough: The Relationship Approach , Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер / Mira Kirshenbaum, Charles Foster. 384 стр. Авторы учат тому, как стать нужным человеком в жизни подростка, наладить с ним душевный контакт, основанный на доверии, помочь ребенку раскрыться самому и выслушать вас, создать и…
error: Content is protected !!