В каком году был отлит царь колокол. Интересная информация о царь-колоколе

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня массам как забавное приключение с известными началом и концом на проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев Московского Кремля два изображения колокола , современного и старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны (АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в 1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном. Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда). Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя. Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур, видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки колокола при Анне Иоановне. Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и в ней

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г. На литографии перспектива изображения показана верно и царской фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века. Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г. Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее вышел только верх, все остальное - размазня . То есть колокол к этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних. Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА» последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос - зачем был убраны красивые коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого правителя был свой... Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла. Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов, действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих колоколов выглядят как близнецы братья. Известно, что свидетелем отливки колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих записках весь процесс . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории Царь-колокола.

Таблица 1.

Колокол АМ 1653-4 Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся, весьма велики и бессчетны. Колокол

АИ 1735 Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к "королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим почитается механиком". «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно предположить что человек был стар уже.

Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

Через год отлит удачно новый колокол.

Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т металла. т.е. 12500 пудов! Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла, следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19 фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в 1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть случайным. На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна (все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать, что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе? Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня, благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется мне совсем иначе... Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800 года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва. Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после падения на яму всей Успенской звонницы? Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е. от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8 на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов, Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля, вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений

Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин, говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин: "Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные. Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй (Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме «вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя из истории другого большого колокола - Успенского, висевшего на одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах , указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819 году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

  1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.
  2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.
  3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.
  4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.
  5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?

Испокон веков Россия славилась колокольным звоном. Поэтому неудивительно, что одной из главных достопримечательностей нашей страны является Царь-колокол.

«Голос» уникального колокола так никогда и не прозвучал, что со временем и стало одной из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание — такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Собственно говоря, тот Царь-колокол, который теперь известен всему миру, является продолжателем целой «царской династии». Первый русский «Царь-колокол» был отлит в начале XVII века и верой и правдой прослужил москвичам около 50 лет. Но в результате сильного пожара в Москве 40-тонная громадина рухнула на землю и разбилась.

В 1654 году был отлит новый Царь-колокол, причём на его отливку пошёл и металл, оставшийся от предшественника. Этот «монарх», весивший более 130 тонн, повторил судьбу предшественника — прослужив полвека, во время очередного московского пожара в 1701 году упал с колокольни и разбился.

Петру Великому , которого больше интересовали пушки и корабли, было не до колокола.

Главный колокол России должен был создать француз

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна . На сей раз вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Во Франции российским представителем было сделано щедрое предложение парижскому «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук» Жерменю .

Однако иностранный специалист, узнав, чего хотят от него русские, отказался наотрез. В итоге выполнение задачи поручили известному русскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину и его сыну Михаилу Ивановичу Моторину .

Подготовка проекта и его согласование растянулись на три года. По традиции, часть металла на изготовление нового колокола взяли из осколков его предшественника.

Учитывая размеры Царь-колокола, изготавливать его было решено прямо в Кремле. На Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно ее утрамбовав.

Были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Наконец, после завершения всех подготовительных работ 26 ноября 1734 года в Успенском соборе была проведена торжественная служба и получено церковное благословение. После этого началась плавка металла.

Сын за отца

Сказать, что процесс шёл тяжело, — это не сказать ничего. Уже через два дня вышли из строя две из четырёх печей. Ремонт шёл на ходу, и, возможно, из-за этого произошла новая беда — в результате взрыва сгорели почти все деревянные конструкции, что поставило проект под серьёзную угрозу.

Процесс отливки колокола, тем более подобной величины, идёт достаточно медленно. Он был в самом разгаре, когда 19 августа 1735 года внезапно умер Иван Моторин. Вся тяжесть работы упала на плечи его сына Михаила Моторина.

Наконец, 25 ноября 1735 года отливка Царь-колокола была завершена. Высота готового изделия составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн.

Когда металл остыл, начались чеканные работы — на колокол наносились декоративные украшения и надписи. Всё это время колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

Весной 1737 года работы по художественному оформлению Царь-колокола подходили к концу, и вскоре его «голос» должен был зазвучать над Москвой.

Великий раскол

Но здесь в дело вмешался... да, разумеется, очередной московский пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве, в том числе изменив судьбу Царь-колокола.

Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие бревна. Прибежавшие на пожар москвичи стали лить на колокол воду, опасаясь, что он расплавится от высокой температуры.

Однако неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин, в результате чего от колокола откололся кусок весом 11 тонн.

Существует ещё две версии того, как образовался осколок. По одной из них, причиной тому стало падение колокола при подъёме. По другой — трещины были вызваны технологическими ошибками при отливке колокола, а затем «списаны» на очень кстати случившийся пожар.

Как бы то ни было, к расколовшемуся гиганту интерес был утерян, и его оставили в яме на целое столетие.

Со временем в яму стали организовывать экскурсии для любопытных, которым хотелось своими глазами увидеть самый большой колокол. Выдвигались проекты подъёма колокола в конце XVIII и начале XIX века, но от них отказались из-за сложности и дорогивизны. Было предложение и о восстановлении колокола путём спайки, но оно было отвергнуто — у «восстановленного» Царь-колокола звучание было бы дефектным. А фальшивящий колокол куда хуже, чем молчащий.

Туристы осматривают Царь-колокол. Фото: www.globallookpress.com

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану , который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.

С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.

На Ивановской площади Московского Кремля установлен замечательный образец мастерства русских литейщиков, изготовленный по приказу императрицы Анны Иоанновны. По замыслу государыни, Царь-колокол должен был напоминать потомкам о временах ее пребывания на троне.

Предшественники Царь-колокола

Первым огромным колоколом, отлитым на Руси в конце XVI столетия, был Годуновский . Его установили также на Ивановской площади в Московском Кремле в 1599 году. Масса Годуновского колокола составляла более 33 тонн . Колокол в Кремле часто становился предметом внимания не только московских зевак, но и иностранных путешественников, оказывавшихся по делам или на досуге в столице Русского царства. Годуновский колокол прослужил около полувека, пока не погиб в огне одного из сильнейших московских пожаров, которые в XVII столетии в городе случались часто и отличались особым размахом.

В эту пору царствовал Алексей Михайлович , решивший восстановить колокол. Государь пытался поручить отливку Гансу Фальку – колокольному и пушечному мастеру, который родился в германском Нюрнберге, а в середине XVII века работал в Москве. Немец Фальк поставил ряд условий, которые не устроили Алексея Михайловича. Государь не пожелал, в частности, ждать пять лет, а потому за дело взялись русские литейных дел мастера – Данила Матвеев с сыном Емельяном и помощниками. Они были готовы использовать медь от Годуновского колокола, против чего решительно выступал Фальк. Новый колокол был готов в 1654 году.

Однако, уже через год Большой Успенский колокол вновь пришлось переделывать, так как корпус треснул от слишком сильного удара языка. Русский мастер Александр Григорьев выполнял работу в течение десяти месяцев, и, наконец, в Кремле появился новый колокол. Он прослужил людям около 50 лет и в 1701 году погиб в пожаре, как и Годуновский.

Память об Анне Иоанновне

Анна Иоанновна взошла на трон в 1730 году и практически сразу же решила оставить потомкам память о годах своего царствования. Императрица повелела перелить Большой Успенский колокол «вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов». Вес нового гиганта должен был составить две сотни тонн.

Мастера для претворения в жизнь проекта императрицы нашли в своем Отечестве. Иван Моторин к этому времени был уже достаточно пожилым человеком и мог похвастаться большим опытом в деле литья пушек и колоколов. Он имел собственный литейный завод и выполнял заказы церквей и монастырей из разных уголков Москвы. Его мастерская выполнила в 1702 году заказ на отливку Воскресенского колокола для колокольни Ивана Великого. Клеймо мастера стояло и на Набатном колоколе Царской башни Кремля, «наказанном» впоследствии Екатериной II за призыв к Чумному бунту.

Моторин изготовил небольшую модель и отправил чертежи и смету в Петербург. Рассмотрение и утверждение его проекта заняло около двух лет, после чего разрешение было получено и начались литейные работы.

Как отливали Царь-колокол

К реализации собственного проекта русский литейщик Иван Моторин приступил в начале 1733 года . Огромные размеры будущего памятника эпохе царствования Анны Иоанновны требовали изготовления на месте, а потому было принято решение отливать колокол прямо на территории Кремля, где и предполагалось его устанавливать.

На Ивановской площади Московского Кремля была вырыта яма, глубина которой составила 10 метров. Вокруг расположили литейные печи, рассчитанные на 50 тонн металла каждая. Кирпичные желоба были сложены для того, чтобы металл из печей переливался в литейную форму. Пространство между стенами ямы и формой будущей отливки утрамбовали, дабы кожух смог выстоять под напором расплавленного металла. Иван Моторин, учитывая пожелания императрицы о размерах, запросил дополнительное сырье, так как оставшегося от Большого Успенского колокола ему было недостаточно.

Первая плавка состоялась в ноябре 1734 года после торжественного благословения в Успенском соборе Кремля. На работах на Ивановской площади было задействовано 83 человека. Плавка была сопряжена с трудностями и не все шло так гладко, как хотелось бы. Печи периодически выходили из строя, поды в топках поднимались и металл уходил, а ремонтные работы на скорую руку становились причиной пожароопасной обстановки.

Автор и руководитель проекта умер через год после начала работ. Дальнейшей отливкой руководил его сын, Михаил Моторин . Он привлек к работам около 400 человек, и в результате 24 ноября 1735 года медный сплав был выпущен в колокольную форму. Процесс отливки длился 46 минут, и в каждую из них форма принимала около семи тонн металла. После того, как работа по отливке была закончена, а колокол остыл, на его тело нанесли надписи и украшения.

Осколок и подъем

Через полтора года после установки Царь-колокола на Ивановской площади Кремля в Москве начался Троицкий пожар , который по размаху и количеству сгоревших построек уступал лишь более позднему, случившемуся во время войны с французами. Деревянное строение над колокольной ямой загорелась, и во время спасательных работ Царь-колокол рухнул и получил трещины , пронизавшие его тело насквозь. При ударе от колокола откололся 11-тонный кусок.

Есть версия, что колокол треснул еще при отливке, которая сопровождалась множеством проблем и технологических ошибок. Другие исследователи полагают, что осколок появился после падения Царь-колокола во время его подъема после отливки. Нанесение чеканки также не способствовало целостности корпуса: тело колокола постоянно охлаждали водой, чтобы работы по нанесению надписей и декоративных элементов его не расплавили.

Царь-колокол пролежал в земле около века. В 1821 году яму с ним обнесли лестницами и все желающие могли посмотреть на столичную достопримечательность грандиозных размеров. Все проекты по поднятию и восстановлению целостности колокола были отвергнуты как несостоятельные, и лишь в 1827-1831 годах архитектору Ивану Мироновскому удалось разработать жизнеспособный план установки детища литейщиков Моториных на постамент.

Проект воплощал в жизнь Огюст Монферран . Только подготовка к подъему заняла около полугода, да и первая попытка завершилась неудачно: колокол был слишком тяжел и канаты не выдержали. Вторую попытку подъема предприняли в июне 1836 года, увеличив число лебедок и еще раз рассчитав все до миллиметра. На этот раз у Монферрана все получилось, и Царь-колокол был торжественно водружен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого.

Цифры и факты

Как всякая достопримечательность, Царь-колокол порождает множество слухов и легенд, а некоторые цифры и факты о нем становятся предметом особого интереса не только исследователей, но и туристов:

  • Лаборатория минного корпуса провела анализ сплава, из которого отлит Царь-колокол. Выяснилось, что памятник русского литейного искусства на 84.5% состоит из меди, на 13,2% – из олова, и на 1,5% – из серы. Кроме того, в Царь-колоколе содержится 72 килограмма золота и более полутонны серебра.
  • Высота Царь-колокола составляет 6,24 метра, диаметр – 6,6 метра. Весит шедевр русских литейщиков примерно 200 тонн.
  • Михаила Моторина, закончившего после смерти отца работы по отливке, наградили денежной премией в размере 1000 рублей и возвели в ранг цехмейстера литейных дел.
  • «Царем» называли еще один колокол России. Он был отлит в 1748 году для Троицко-Сергиевой Лавры. Весил колокол 64 тонны. Он просуществовал до 1930 года, когда был уничтожен большевиками, как и многое другое церковное имущество. Царь-колокол в Сергиевом Посаде зазвучал вновь в 2003 году. Его изготовили на Балтийском заводе в Питере, и сегодня Лавровский Царь-колокол – крупнейший из действующих колоколов нашей страны. Он весит 72 тонны.

Современные достижения промышленности и науки позволяют отлить колокол еще большего размера и веса. Однако, его звук окажется не слишком приятным: львиная доля звуковых волн, создаваемых подобным колоколом, окажется в инфракрасном диапазоне и станет причиной неприятных ощущений и беспокойства у слушателей.

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.

error: Content is protected !!