Как развивать личностные качества. Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Разум во многом определяет качества человека

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Как классифицируются личные качества человека

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Полный список можно найти . В этой статье рассмотрим основные качества человека. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.


Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.


Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления . К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе .

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Качества личности:

Сознание

Привычки; поведение

Воспитательный процесс состоит из двух этапов(Макаренко):

Этап формирования сознания личности

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений, это интеллектуальная база профессиональной деятельности. Чем богаче, полнее, глубже, объективнее и вариативнее полученная информация, т. е. опыт поколений, тем профессиональнее начинает действовать будущий рабочий, тем интенсивнее идет его общее развитие.

Из этой группы методов наиболее распространены беседа, инструктаж, рассказ, показ, объяснение. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что любой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния.

Методы формирования поведения и деятельности - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К методам формирования поведения относятся: включение в деятельность, игра, опора на опыт, поручение, требование, ритуал, принуждение, самоуправление, самообслуживание, соревнование, состязание, тренировка, упражнение и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Методы формирования чувств, т. е. стимулирования познания и деятельности, имеют вспомогательный характер и используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, ускорять, улучшать качество познавательной и трудовой деятельности, создавать для нее благоприятные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, создание ситуаций успеха, опора на положительное в человеке, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

познавательной, трудовой и других видов деятельности учащихся, а также проверки эффективности используемых методов. Методы контроля познавательной и производственной деятельности несколько различны. Методы контроля познавательной деятельности - это устный опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка тетрадей, самостоятельная (контрольная) работа, лабораторный контроль зачет, экзамен и др. С их помощью, как правило выявляется уровень обученности учащихся. Методы контроля трудовой деятельности - это контроль мерительными приборами, контроль посредством практического применения (изготовленной детали, отремонтированного станка), а также создание отдела технического контроля и т. д. Есть методы контроля результатов внеучебной воспитательной деятельности: метод экспертных оценок, общественное мнение, анкетный опрос, беседа, методы диагностики уровня воспитанности учащихся и т. д.

Этап формирования поведения, привычки.

Первичное знакомство с действием и первичное овладение. Ознакомление может происходить путём демонстрации, пояснения, рассказа, наблюдения. На основе ознакомления сначала образуется первичное, ещё общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временных особенностях действия - о направлении и амплитуде движений, их скорости и последовательности. В процессе дальнейших упражнений, то есть многоразового повторения определённых действий с целью их закрепления и усовершенствования, постепенно последовательность движений становится более согласованной, а действия чётче и уверенней. Эти переживания отражаются на эффективности управления, способствуя ему или задерживая.

Автоматизация движений. Вследствие усовершенствования действия ускоряются и становятся легче. Исчезновение лишних движений и уменьшение напряжения во время их исполнения. Движения соединяются в единый целый акт, а акт - в ещё более сложное целостное действие.


Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора и заканчивая приоритетом деятельности для . Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как , умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.


Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов , стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Разделы: Школьная психологическая служба , Коррекционная педагогика

Смысл личностно ориентированного образования – в создании благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение на каждом уроке личностно ориентированного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Еще в древности было выявлено, что народное мировоззрение являет собой целостную картину, составленную из взаимосвязанных представлений о том, как устроен мир природы и мир людей – общество. Изучая особенности жизни животных, природные явления учащийся соприкасается с элементами гармонии и системности, который присущи всему живому и, стремиться перенести их во взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Это очень важно сформированность у старшеклассника наблюдательности за явлениями природы, которое помогает учащемуся быть более критичным к самому себе, к своим поступкам, что в свою очередь формирует такое важное качество – успешное общение и социальную адаптацию. Я предполагаю, что именно личностно-ориентированный подход будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.

Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия, в которых становится возможной максимальная реализация потенциальности воспитанника, накопление его позитивного социального опыта – вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Я полагаю, что социальная адаптированность подростка развивается в условиях «терапевтической среды». Под «терапевтической средой» мы понимаем совокупность физических, материальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Я больше буду рассматривать «человеческий фактор», под которым понимается высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры сотрудников, формирующий благоприятную атмосферу в учреждении.

В 2010 -11 году я провела экспериментальное исследование на выявление особенностей протекания личностно ориентированного обучения в школе. В исследование принимали участие учащиеся 7 – 11 классов в количестве 62 человека. Для исследования использовала диагностический инструментарий М.И. Лукьяновой. Разработка этого инструментария проводилась в рамках областной программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы на базе средней школы № 73 г. Ульяновска.

Цель исследования – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в ходе личностно-ориентированного взаимодействия; содействовать формированию готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности; стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с этим реализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе делают актуальными следующие задачи, направленные для работы с учащимися:

  1. Выявление влияния личностно ориентированного взаимодействия, организуемого учителем на уроках, на развитие определенных личностных качеств учащихся.
  2. Отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.
  3. Определение ведущих тенденций в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.

Для работы с педагогами :

  1. На основе анализа проблемы сформировать у учителей представление о профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода и ее структурных компонентах.
  2. Способствовать осознанию учителями необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно ориентированной педагогической деятельности.
  3. Ознакомить педагогов со способами диагностики отдельных компонентов названной готовности и определить уровень их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Реализация поставленных задач будет решаться через внедрение в практику программы практикума «Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности» [Приложение 1 ].

Проведенное исследование учащихся, которое я буду рассматривать, показало, что для улучшения понимания внедрения личностно ориентированного подхода в коррекционное учреждение будет более эффективным, если охватить и педагогический состав, но в своем исследовании я ограничилась лишь исследование учащихся.

Выбор личностных качеств учащихся, приоритетных к развитию и диагностике, обосновывается возможностью их формирования в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направленно личностно ориентированное обучение.

Педагогу необходимо развивать у учащихся в процессе личностно ориентированного взаимодействия следующие личностные характеристики: субъектность (субъектную позицию) в образовательном процессе, мотивацию (стремление) к достижению успеха, ценностные ориентации, стремление к самоактуализации. Каждая из этих качеств является комплексной и свидетельствует об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем каждую избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Субъектность. Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью.

Способы диагностики субъектности учащихся в учебном процессе. Для изучения субъектности ученика разработана анкета (автор М.И. Лукьянова, апробация и корректировка анкеты проводилась Н.В. Сосновских под руководством М.И. Лукьяновой), которая имеет две модификации, в зависимости от возраста испытуемых: вариант 1 – для учащихся 5 – 7 классов, вариант II – для учащихся 8 – 9 классов.

У большего количества учащихся - 43 человека выборки субъектная позиция учащегося в образовательном процессе выражена очень слабо. В процессе учебной деятельности такие учащиеся занимают чаще пассивную позицию, активность проявляется крайне редко, эпизодически, предпочитают быть в роли исполнителя учительских указаний и не выражают своего собственного отношения к ним.

Мотивация достижения успеха. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо стремлением к достижениям, либо к стремлениям к избеганию неудачи.

Таким образом, в ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание следует обратить на формирование мотивации достижения как одной из ядерных свойств личности. Мотивация достижения – это стремление к улучшению своих результатов в любых видах деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей, стремление добиться своего вопреки возникающим препятствиям.

Для изучения сформированности мотивации достижения (или избеганию неудачи) был избран опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Тест дает возможность определить, насколько выражены у учащихся мотивационные полюса – на успех или на неудачу, а также наблюдать изменения в развитии этих тенденций по мере воплощения в образовательном процессе личностно ориентированного взаимодействия. У 23 учащихся происходит формирование мотивации, причем у 18 проявляется тенденция к достижениям, у остальных 5 ребят – тенденция к избеганию неудач. У 21 учащегося прослеживается мотивация на неудачу.

Ценностные ориентации. Одна из важнейших задач личностно ориентированного обучения - содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Формирование ценностной определенности означает, прежде всего, обеспечение условий для выявления смысла выполняемой деятельности каждым учащимся.

Ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума и в то же время отражают субъектное отношение к ним самого человека, значимость этих позиций для него лично. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился. К гуманистическим ценностям относятся: познание; личность (в двух ее ипостасях: «Я – ценность» и «Другой – ценность»); ответственность; общественно-полезная деятельность.

Значимость этих ценностей в том, что они относятся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают базовые потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и обеспечивают успешность социализации и индивидуализации личности одновременно, чему и призвано содействовать образование. Именно эти ценности являются основой гуманистических отношений в обществе.

Познание означает принятия знания как ценности, необходимости образования своей личности, познания как ведущей базовой потребности личности, наличие стремления к организации своей образовательной деятельности (смообразованию себя) и развитию своих познавательных способностей. Социальная компетентность базируется и «выращивается» прежде всего, на основе знания социальных норм, стремления к пониманию конкретного социума, интереса социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

Больше всего учащихся – 36 человек имеют низкий уровень, что подтверждает, что у данных учащихся потребность в познании минимальная. Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложений каких-либо усилий для решения познавательных задач или освоения способов учебой деятельности.

Личность означает призвание ценности и значимости любого человека как индивидуальности, веру в его силу, самобытность и личностный потенциал. Успешность коммуникации и социальной деятельности предопределяется восприятием себя (своей личности) как ценности и другого человека как ценности. Сформированность «Я – ценность» обеспечивает субъектную позицию в различных видах деятельности и в общении, активность, стремление к самоактуализации.

На среднем уровне большее количество учащихся – 34 человека, что свидетельствует, что учащиеся уделяют своему Я много внимания, стараются быть позитивными в своем самовосприятии, а также серьезно задумываются о способах самовыражения.

Сформированность «Другой – ценность» определяет позитивный настрой в межличностном взаимодействии, толерантность и успешность социальной адаптации. Больше всего учащихся признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако им не всегда удается овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться, учитывая его индивидуальные способности – это 43 старшеклассника.

Общественно полезная деятельность рассматривается как ценность потому, что личность проявляется только через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы привносим своими действиями, поступками, деяниями. Общественно полезная деятельность как ценность является видом самореализации человеком своих сил, возможностей, способностей и характеризует человека как субъекта собственной жизни, показывает степень его причастности к жизни общества, включенность в социум.

Средний уровень у большего количества исследуемых – 39 человек, показывает, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдать ей часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личностной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.

Шкала «Ответственность как ценность» выявляет насколько старшеклассник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что свидетельствует о призвании старшеклассниками важности такого личностного качества, как ответственность, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда они понимают и осознают мотивы своих действий.

По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, главным мотивом деятельности человека является его стремление к самоактуализации. Полноценное развитие личности предполагает открытость любому опыту, ориентацию на собственные интуитивные стремления больше, чем на рациональные мнения и решения других, чувство свободы, стремление к творчеству, эмоциональную насыщенность каждого момента бытия. Стремление к самоактуализации реализуется через опыт личных переживаний и поиска истины. Для исследования применяла модифицированный вариант «Самоактуализационного теста» Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной и др. Лукьяновой М.И. Данный тест позволяет выявить следующие параметры: познавательные потребности; креативность; самопринятие; самоуважение.

Познавательные потребности - на низком уровне – у 20 учащихся, следовательно, у этих учащихся слабая степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. На среднем уровне 16 учащихся – можно предположить среднюю степень выраженности стремления к познанию.

Шкала «Креативность» характеризует выраженность творческой направленности личности. На среднем уровне 17 учащихся выборки. У этих учащихся средняя степень выраженности творческой направленности; есть некоторая склонность к риску, но при этом присутствует осторожность и ориентация на общепринятые представления. В учебной деятельности ориентированы скорее на соблюдение правил, требований, чем на проявление инициативы.

Шкала «Самоприятие» фиксирует степень принятия учащимся себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достижений, достоинств и недостатков. Большее количество выборки на среднем уровне 24 учащихся - то есть прослеживается некоторая условность принятия себя. Отношение к себе нельзя назвать, безусловно, положительным.

Шкала «Самоуважение» диагностирует способность ученика ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные качества, замечать их в себе и уважать себя за них. Низкая степень уважения к себе диагностируется у 13 учащихся. Можно предположить, что учащиеся не знают своих достоинств, не уверены в себе, как правило, не имеют своих суждений в каких-либо затруднительных ситуациях и потому постоянно сомневаются в выборе своего поведения. Средний уровень у большего количества исследуемых – 29 человек. У этих ребят средняя степень самоуважения, неполная уверенность в себе, не всегда способны оценить себя за свои достоинства и позитивные качества. Высокий уровень у одного человека. Этот учащийся верит в себя и свои возможности, при выборе своего поведения опирается на свое мнение по данному вопросу, высокий уровень самоуважения и знание своих достоинств.

При определении общего уровня сформированности у учащихся стремления к самоактуализации использовался уровневый интервал, разработанный Лукьяновой М.И. , рассчитанным для данной возрастной категории – старших подростков. Низкий уровень стремления к самоактуализации у 18 ребят, который проявляется в недостаточном познании себя, в неосознанности своих достоинств и стремлений, в отсутствии желания развивать свои способности и умения, расширять круг своих личностных возможностей. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что говорит о том, что у этих учащихся стремление к самоактуализации не сформировано в достаточной степени. Учащиеся в определенной степени стремятся к достижению в некоторых сферах, но не всегда чувствуют уверенность и прилагают достаточные усилия.

Заключение. Проведенное исследование позволило практически отследить особенности протекания личностно ориентированного подхода в школе. По выявленным параметрам удалось выявить уровень развития каждого качества, которые в совокупности формируют социальную адаптацию личности.В результаты проведенного исследования есть возможность определить как индивидуальные методические рекомендации, так и общие для развития тех или иных качеств у воспитанников школы. Представим общие полученные рекомендации, распределив их по исследуемым параметрам.

  1. Субъектность.

    1.1. Формировать самостоятельность – способность к проявлению инициативы при выдоре целей и способов достижения успеха.

    1.2. Стимулировать личностную активность учащихся.

  2. Мотивация достижения успеха.

    2.1. Для коррекции завышенной самооценки у учащихся необходимо формировать мотивацию достижения через участие в разнообразных конкурсах, трудовых десантах.

    2.2. Давать учащимся задания проблемного характера, требующие продуктивного мышления.

    2.3. В ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание обратить на формирование мотивации достижения как ядерной свойств личности.

  3. Ценностные ориентации

    3.1. Содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным.

    3.2. Формировать на уроках гуманистические ценности, которые направлены на призвание уникальности каждого человека и ценностной толекратнтности.

  4. Познание.

    4.1. Учить социальные нормы и правила, формировать стремление к пониманию конкретного социума, интереса к социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

    4.2 Формировать любознательность у учащихся на уроках, развивать активную жизненную позицию, желание познать и изучать предложенный учебный материал.

  5. «Я – ценность».

    5.1. Формировать позитивное отношение к самому себе на основе самостоятельной обработки простых опросников и стремиться к изменению своих личностных качеств или изменения взгляда на создавшиеся обстоятельства.

  6. «Другой – ценность».

    6.1. Учить принимать других как индивидуальность, как личность, стремиться проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал собеседника.

  7. Общественно-полезная деятельность.

    7.1. Ориентировать учащихся в процессе обучения на общественную значимость выполняемого дела, деятельности.

    7.2. Формировать интерес к участию в общественно - полезном труде.

    7.3. Учить стремиться приносить пользу другим и бескорыстие.

    7.4. Нацеливать на значительность и значимость своей деятельности для других.

  8. Ответственность как ценность.

    8.1. Учить чувствовать ответственность за то, что случается с ним в его жизни.

    8.2. Формировать потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремиться анализировать свои поступки.

  9. Стремление к самоактуализации.

    9.1. Учить строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей.

    9.2. Учить учащихся выражать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

  10. Познавательные потребности.

    10.1. Стимулировать у учащихся стремление к приобретению знаний об окружающем мире.

  11. Креативность.

    11.1 Учить относиться к учебной деятельности с энтузиазмом, видя в ней возможности для новизны и ярких впечатлений.

  12. Самоприятие.

    12.1. Создавать ситуации, в которых учащиеся познают себя, принимают себя, позитивно относятся к себе как личности вне зависимости от оценки (своей и окружающих) своих достоинств и недостатков.

  13. Самоуважение.

    13.1. Учить ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные характеристики, замечать их в себе и уважать себя за них.

    13.2. Развивать самостоятельность в освоении учебной деятельности, через выполнение различных видов деятельности.

Литература.

  1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – с.86 – 106.
  2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология – 2009. - №1. – с. 5 – 19.
  3. Реан А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008, с. 23- 55.

Формирование личностных качеств у учащихся начальных классов

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее - ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений .

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать
взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.

В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.

Каждый человек в жизни играет социальны роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданам

и нашей страны. Разберем виды УУД в начальной школе более подробно.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

Возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

На формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

Снижается школьная тревожность;

Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Возрастает сплоченность класса;

Меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

Растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

Дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

. осознание приоритетности многих общих для всех членов общества

проблем над частными;

. следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам

современности;

. понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг

друга и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

. умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения — общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников.

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий :

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение .

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

Участие в проектах;

Творческие задания;

Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Самооценка события, происшествия;

Дневники достижений.

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

«Личный ежедневник первоклассника» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа - эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Заключение

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе

error: Content is protected !!